Детейлинг - комплекс услуг по уходу за автомобилем, по очистке и восстановлению поверхностей с признаками загрязнений, износа. Объем работ в дополнение к базовым процедурам зависит от пожеланий заказчика и возможностей исполнителя. Действия мастера направлены на доведение экстерьера и интерьера до совершенного состояния. Максимально пристальное внимание уделяется деталям. Может выполняться тюнинг отдельных компонентов.
Результат с вау-эффектом достигается, благодаря применению профессиональной автохимии специального назначения, аппликаторов, материалов, которые позволяют отполировать поверхности до зеркального блеска. В качестве финишной обработки используются защитные покрытия.
Услуга востребована среди автолюбителей, которые ценят высокий уровень комфорта во время эксплуатации автомобиля, и предоставляется в специальных автомобильных студиях и центрах. При желании можно попытаться воспроизвести детейлинг своими руками в домашних условиях. В статье мы расскажем, как это сделать.
Цели детейлинга заключаются в том, чтобы вычистить труднодоступные места автомобиля, устранить мелкие и средние повреждения поверхностей, защитить покрытие кузова от механического воздействия, реагентов, атмосферных явлений. Содержание процедуры можно сравнить с комплексной мойкой, которая включает полировку и консервацию лакокрасочного покрытия. В чем разница?
Очевидно, что разница в деталях. Детейлинг выполняется качественнее и тщательнее в несколько этапов с применением узкосегментированной автохимии, обеспечивающей уникальные визуальные эффекты и продлевающей срок эксплуатации автомобиля. Мойку выполняют в среднем один раз в неделю. Результат полного детейлинга обычно сохраняется до года.
Чтобы понять, как делать детейлинг, надо или присутствовать при процедурах (может длиться несколько дней), или внимательно посмотреть тематические видео, которых в достаточном количестве предложено профессионалами и любителями в Интернете. Это позволит оценить сложность и основательность подхода.
Выделяют три основных этапа: детейлинг экстерьера, интерьера и двигателя. Для каждого конкретного случая применяют одну из существующих программ с набором услуг, соответствующих потребностям. Для относительно новых авто достаточно полировки. Транспортные средства с пробегом и интенсивной эксплуатацией требуют глубокого восстановления и ремонта повреждений, царапин, вмятин. В любом случае, гарантируется предельная тщательность, которая заключается в бережном очищении всех выемок и соединений вручную кисточкой, в обработке деталей из разных материалов специальным средством и методом, в создании длительной защиты достигнутого результата. В процессе химчистки интерьера выводятся даже сложные и устойчивые пятна, устраняются посторонние запахи, поверхности покрываются защитными средствами. Вымывается моторный отсек, чистота в котором предупреждает потенциально возможное возгорание из-за контакта грязи с горячими деталями. Поскольку попадающие в систему щелочные и солевые реагенты с дорог способны разрушать систему, то мойка моторного отсека является залогом долгого срока эксплуатации двигателя.
Итак, детейлинг позволяет машину с пробегом обновить до состояния «только из салона», что дорого, но очень заманчиво. Возникает вопрос: можно ли обеспечить уход высокого качества без участия специалистов? Отказываться придется именно от нескольких мастеров, так как в хороших сервисных центрах к работам на разных этапах выполнения услуги привлекаются разные специалисты с соответствующими знаниями и навыками. Ответ: можно ничего нет невозможного для человека с интеллектом после того, как он освоит детейлинг для начинающих. Принимать решение следует, взвесив все «за» и «против».
Преимущества:
Недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Желание провести пару дней (как минимум) за довольно кропотливой и сложной работой это не единственное, что нужно для детейлинга своими руками. Комплекс процедур зависит от состояния автомобиля, намерений его хозяина. На каждом этапе используются разные чистящие средства, аксессуары, аппликаторы, инструменты и необходимое оборудования. Все это нужно предварительно закупить.
Аппликатор для детейлинга это инструмент, с помощью которого на очищаемые и обрабатываемые поверхности наносится автохимия. Специальные формы, размеры, материалы позволяют выполнять задачи локально, точно, быстро, аккуратно с экономным расходом средств. Аппликаторы позволяют равномерно распределить составы по лакокрасочному покрытию кузова, обработать труднодоступные места. Поролоновые губки подходят для жидких средств, инструменты с микрофибровой основой используются для густой автохимии.
Важно не просто иметь несколько инструментов, но и правильно их подобрать для нанесения разных покрытий, чернения шин, восстановления поверхности мелких деталей из разных материалов резины, хрома, стекла, пластика, дерева. Отдельно выбирают аппликаторы для наружных и внутренних работ. Есть универсальные, но их лучше не применять для процедур, требующих деликатного воздействия. На рынке большой выбор производителей с разным соотношением цены и качества. В числе оптимальных, например, польские продукты для обработки шин Royal Tyre Dressing, Shiny Garage Bi-Color Tire Applicator. Часто производители автохимии выпускают серии аппликаторов для своих продуктов, например, Carpro C.Quartz для жидкого стекла того же бренда.
Кроме аппликаторов нужны другие расходные материалы, к которым относятся специальные инструменты и аксессуары. Вместо них не могут быть использованы предметы подобного бытового назначения. Обычная ветошь или бытовые щетки и мочалки могут повредить лакокрасочное покрытие, не создать необходимый объем пены и т.д.
Для детейлинга своими силами понадобятся:
В детейленг центрах используется много средств с узкой областью применения, поэтому составить полный список необходимой автохимии сложно, так как выбор зависит от состояния автомобиля, от целей. В любом случае начинать нужно с удаления рыхлой грязи, битумных пятен, дорожной пыли так, чтобы абразивные частицы не царапали поверхности во время процедур, поэтому выполняется предварительная бесконтактная мойка. Только после нее нужно приступать к ручной. Чистые сухие поверхности полируются и покрываются защитным средствами.
Потребуется специальная автохимия, чтобы очистить кузов, колеса, салон, продлить целостность лакокрасочного покрытия, защитить его от ультрафиолета и атмосферных осадков, устранить трещины, сколы, разрушение покрытия реагентами, попадающими на детали с дорог, восстановить внешний вид колесных дисков, вымыть резину, обновить блеск хромированных деталей и глянец стеклянных поверхностей, восстановить первоначальный цвет, защитить целостность ЛКП, обработать кожаную и текстильную обивку сидений, пластиковых деталей в салоне. Для каждого действия и материала нужно отдельное средство.
Для базового объема работ (мойка, полировка, защита) применяются средства из следующих категорий:
Основные расходы на детейлинг связаны с закупкой инструментов и необходимого оборудования. Из того, что нужно для детейлинга автомобиля, можно выбрать то, что соответствует базовому объему работ, а дополнительные приспособления докупить со временем. Можно сразу подготовить оснащение для полноценного обслуживания авто. Для комплексной процедуры по восстановлению внешнего вида экстерьера, интерьера и двигателя обязательно понадобится:
Приведенный список не ограничивает, а рекомендует наименования, без которых детейлинг невозможен.
Дополнительное оборудование для автомоек можно посмотреть тут.
Систематизируя вышеприведенную разрозненную информацию, как сделать детейлинг автомобиля без участия специально обученных мастеров?
Специалисты рекомендуют начинать с очистки колес. Это наиболее грязная часть транспортного средства, которой надо уделить достаточно внимания. Для процедуры понадобится очиститель дисков (например, Imperial), кисточки, позволяющие добраться до отдаленных участков, щетки для очистки внутренней поверхности обода и спиц, мочалка или рукавица для мойки, ведро с водой.
Приступая к кузову, сначала выполняется мойка с предварительным очистителем, который должен растворить рыхлые и затверделые загрязнения. Средство распыляется на нижнюю часть кузова, арки на 2-3 минуты для активации. За это время оно разъедает грязь. Довести результат до совершенства следует последующей бесконтактной мойкой. С помощью аппарата высокого давления на поверхность наносится пена, которая удаляет все абразивные песчинки. Предварительная очистка имеет большое значение, так как готовит лакокрасочное покрытие к контактной мойке с ручным растиранием аппликаторами чистящих средств, поэтому важно, чтобы не осталось твердой грязи, которая может повредить ЛКП.
Перед контактной мойкой выполняется мойка подкапотного пространства с тщательным очищением всех деталей двигателя. И только теперь выполняется контактная мойка кузова с использованием автошампуня, мочалки или специальной рукавицы с глубоким ворсом и отличным поглощением грязевых частиц. Понадобится два ведра: в одном разводится шампунь, в другом находится чистая вода для ополаскивания. Последовательно обрабатываются небольшие участки кузова сверху вниз.
Когда кузов практически идеально очищен, выполняется деконтаминация устранение въевшихся металлосодержащих и битумных загрязнений на кузове и дисках с помощью специального средства. Кузов снова тщательно ополаскивается и начинается работа с глиной и лубрикантом. Обработка позволяет буквально извлечь из лакокрасочного покрытия грязь. После процедуры кузов снова ополаскивается.
Перед полировкой поверхности нужно тщательно высушить с использованием полотенца. Аккуратными быстрыми движениями кузов протирается сверху вниз. Воду следует устранить оперативно, чтобы не появились разводы. Подкорректировать результат можно спреем, удаляющим разводы. Полируется лакокрасочное покрытие полировальными машинками. Важно объективно оценить собственные силы и возможности, чтобы не снять лишний слой во время полировки. Можно предварительно потренироваться на старой детали. Кузов готов к покрытию защитными средствами и оклеиванию защитными пленками.
Отдельно производится химчистка салона. Рассмотрим все этапы подробнее.
Перед началом работ демонтируются колеса. Резина снимается с дисков и очищается специальными средствами, удаляющими битумные загрязнения, пыль, дорожную грязь.
Мойка кузова, как описано выше, выполняется в несколько этапов. Сначала производится предварительное очищение от объемной, абразивной грязи с помощью разъедающего загрязнения средства. Потом выполняется бесконтактная мойка с пеной, после которой вручную обрабатываются все поверхности мочалкой или специальной рукавицей и чистящим средством для ручной мойки. На следующем этапе производится обработка кузова средством для удаления битумных въевшихся загрязнений. В завершении очищаются отдельные детали из хрома, резины и стекла с использованием специальных средств, которые не разрушают материал, не изменяют цвет, не оставляют разводы.
Диски очищаются с помощью аппарата высокого давления и ручной мойки. Поверхность полируется для снятия ржавчины, окислов, устранения микроцарапин. Диски можно обработать кварцевыми керамическими составами, придать им гидрофобные свойства.
После сушки чистые и сухие шины подвергаются чернению. Резина окрашивается специальной силиконовой краской для придания глубины черного цвета и характерного блеска. Результат не только отличный вид, а еще и защита от негативных факторов влияния (реагентов, ультрафиолета). Процедура предотвращает преждевременное старение резины, препятствует налипанию грязи, наделяет антистатическими свойствами.
Обивка салона, пол, потолок, двери, передняя панель все очищается с помощью пылесоса, потом с применением щеток и специальных чистящих средств вручную. Выводятся пятна. Поверхности, щели, соединения обрабатываются паром и/или воздухом под давлением. Пластик может быть покрыт лаком. Может выполняться перешивка руля, если старая обшивка изношена. Отдельное внимание уделяется приборной панели. Все рукоятки, разъемы, щели обрабатываются торнадором и/или кисточкой.
Багажный отсек очищается по тому же алгоритму, который рекомендован для химчистки салона. Удаляется мусор и пыль с помощью пылесоса, вычищаются все поверхности с помощью щеток и парогенератора.
Моторный отсек обрабатывается диэлектрическим чистящим составом, который отталкивает воду, не допуская ее в электрику. Состав растворяет загрязнения и выполняет глубокую очистку. После смывания средства выполняется обработка поверхностей паром. Могут быть демонтированы отдельные элементы для тщательной очистки. Сушка двигателя выполняется с помощью сжатого воздуха.
После очистки и финишной просушки, моторный отсек обрабатывается консервирующим средством для защиты металлических деталей от окислений и коррозии, резиновых деталей от потери эластичности, пластиковых элементов от разрушения в условиях частого перепада температур. Все поверхности должны быть покрыты обволакивающим эластичным слоем консерванта.
Вода осторожно удаляется с помощью мягких микрофибровых салфеток с последующей сушкой потоком теплого воздуха турбосушки или тепловентилятора без механического воздействия на лакокрасочное покрытие.
После многоуровневой очистки все равно остаются сложные битумные и смолянистые загрязнения, которые за счет наличия легких нефтяных фракций проникают в структуру покрытия и не могут быть смыты чистящим средством. Для таких вызовов используют автоскраб в виде кругов или варежек с рифленой резиновой поверхностью, а также специальные средства (глину).
С помощью пластилинового материала, известного как Clay Cleaner, обрабатываются загрязненные участки. Брусок прикладывает к пятну с небольшим нажимом до полного загрязнения его одной стороны, после чего брусок прикладывается к остаткам пятна другой, чистой стороной, и продолжается очистка. Глина захватывает микрочастицы въевшихся загрязнений и поглощает их. При этом, лакокрасочное покрытие остается чистым и не поврежденным.
Перед началом работ важно обеспечить равномерное освещение автомобиля. Полировка выполняется в несколько этапов с применением полировальных составов и дисков с разной степенью абразивности. Сначала глубокие царапины «до металла» изолируются специальным скотчем, после чего шлифовкой удаляются грубые дефекты (если они обнаружены) со снятием тонкого слоя лакокрасочного покрытия. Для восстановления лакокрасочного покрытия, удаления незаметных царапин, пятен кузов полируется менее агрессивными дисками, начиная с больших деталей. Для обработки мелких и неровных поверхностей используются диски с меньшим диаметром. Нужно иметь несколько полировальных машинок или найти одну с несколькими насадками. Важно работу выполнять тщательно, устраняя все царапины и сколы, но не снять лишний слой краски. В завершении полируются стекла и колесные диски. Удалить с поверхности снятую пыль можно с помощью универсального очистителя и полотенцем из микрофибры для полировки. В завершении выполняется защитная полировка составами, например, с воском в составе.
Для устранения жирового слоя выполняется обезжиривание с помощью специального средства и аппликатора.
Тонировочная пленка на фарах и другой оптике придает стеклу красивый вид, защищает от преждевременного износа.
Запечатать эффект детейлинга следует нанесением защитного состава: жидкого стекла или нанокерамики. Твердые покрытия защищают ЛКП от воздействия внешней среды, придают глубину цвета, блеск и наделяют гидрофобным свойством. В результате, автомобиль будет меньше загрязняться и легче очищаться. Для максимальной адгезии используется праймер, после чего наносится защитное средство в несколько слоев (количество слоев зависит от условий применения конкретного средства). Для полимеризации нужно не пользоваться автомобилем около 5 дней. Жидкое стекло дешевле керамики, имеет меньший индекс жесткости и не всегда обеспечивает гидрофобный эффект.
В завершении монтируются снятые колеса.
Перед тем, как делать детейлинг салона, его нужно освободить от крупного мусора (если такой есть), вынуть коврики, освободить багажное отделение. В сложных случаях рекомендуется снятие мягких сидений и спинок диванов, кресел. Чистка слона начинается с инспекции, определения степени загрязнения и выявления пятен. Процедура отличается для автомобилей с разной обивкой поверхностей. Рекомендованы следующие процедуры:
Подкапотное пространство может очищаться после мойки кузова или в процессе между предварительной контактной и ручной мойкой. Главное, чтобы все процедуры выполнялись на абсолютно холодном двигателе.
Начинается детейлинг двигателя своими руками с осмотра узла и снятия аккумулятора. Электрика обрабатывается диэлектриком, после чего на все сухие поверхности моторного отсека с помощью мелкодисперсного распылителя наносится состав для чистки (или используются диэлектрические чистящие средства). Далее состав выдерживается для активации в течение времени, указанного производителем. Для ручной очистки понадобится кисть с плотной искусственной щетиной и плотная щетка. Кистью нужно очистить все труднодоступные места, а щеткой обработать большие площади с умеренным, но заметным надавливанием. С помощью аппарата высокого давления с расстояния приблизительно 40 сантиметров смывается грязь, растворенная чистящим средством и снятая инструментом. Лучше не направлять поток на внутреннюю обивку, чтобы не повредить ее. Качество работ визуально тестируется. Если остались загрязнения, то процедуру можно повторить с момента нанесения автохимии и обработки щетками. Высыхает двигатель естественным способом. В завершении выполняется просушка тепловентилятором и продувка воздухом.
Детейлинг автомобиля начинается со снятия шин и мойки арок с помощью щеток с длинными ручками. Шины вымываются автохимией и специальной щеткой для шин с жестким ворсом. Выполняется предварительная бесконтактная мойка с тщательным ополаскиванием водой без напора для удаления песчинок, которые могли остаться.
Следующий этап - ручная мойка с шампунем (например, кислотным шампунем LERATON N2 для профилактики кальциевых пятен). Не забыть отдельно почистить решетки, щели вокруг фар с помощью кисти. Промыть пороги отдельной губкой, которую не использовать для кузова, чтобы не царапать поверхность. Смыть моющее средством напором чистой воды и высушить поверхности микрофиброй (подойдет полотенце для сушки авто Auto Finesse Aqua Deluxe 1200г/м2 50x70см).
Битумные загрязнения успешно удаляются с помощью специальной автохимии (например, TAC System TAR ZERO), которая растворяет смолы, гудрон, клеи от скотча, следы краски. После активации средства ополоснуть кузов чистой водой. Завершить финальной мойкой с помощью варежки и шампуня, который снимает остатки всех ранее использованных средств. Окончательно высушить турбосушкой, выдуть воду из всех щелей и приступить к обработке кузова глиной.
Теперь поверхности подготовлены к полировке, которая выполняется полировальной машинкой (например, Zentool ZEN-21E2). Нужны будут разные режущие круги. Лучше выбирать круги с гибридным мехом - овечий мех в сочетании с искусственными волокнами. Материал менее жесткий по сравнению с натуральным, поэтому не царапает ЛКП. Сначала устранить царапины меховой насадкой, потом придать глянец поролоновыми кругом. В конце нанести средство для глянца финиш-поролоном. Завершить полировку.
Перед нанесением защитных средств кузов обезжиривается. Наносится керамическое покрытие с помощью аппликатора. Следует подождать до 5 минут и располировать средство. По истечение недели процесс полимеризации завершается, и детейлинг считается выполненным. В отдельных случаях профессиональный детейлинг может включать косметический ремонт и стайлинг.